2021

Проект по развитию мелкой моторики «Имигэс тарбахчааннар»

Проект по развитию мелкой моторики

«Имигэс тарбахчааннар»

 

Актуальность

 

В последнее время наблюдается тенденция увеличения числа детей, имеющих нарушения речевого развития. Это объясняется рядом причин:  ухудшение экологической обстановки (ослабленное здоровье детей, увеличение числа патологий беременности, родовые травмы, социальные проблемы.) В данный момент эта проблема остается нерешенной, многие дети нуждаются в помощи специалистов. Исследованиями ученых (М. М. Кольцова, Е. Н. Исенина, Л. В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь речевого развития ребёнка и мелкой моторики рук. Все ученые, изучавшие психику детей, подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывают большое влияние на развитие головного мозга.

Наблюдения за детьми в ходе игр и занятий выявили, что некоторые дети не проявляют интереса в прослушивании произведений художественной литературы, отвлекаются, не слушают, у детей слабо развита мелкая моторика, что ведет к возникновению затруднений на занятиях по рисованию, аппликации, лепке. Это определило тему моей работы «Развитие мелкой моторики через  различные виды деятельности с использованием традиционных и нетрадиционных методов».

Цель проекта: развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности с использованием традиционных и нетрадиционных методов.

Задачи проекта:

• создание условий для развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста;

• познакомить детей с разными методами и приемами для развития мелкой моторики;

• пополнить развивающую предметно-пространственную среду по сенсомоторному развитию дидактическими материалами;

• повысить уровень компетентности родителей по вопросу мелкой моторики путем привлечения их к реализации проекта.

Методы и приемы работы: Массаж кистей рук (массажные шарики, карандаши), пальчиковая гимнастика, физкультминутки, пальчиковые игры со стихами, пальчиковый театр, лепка из пластилина с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и.т.д.)нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, ватными палочками, губкой и т. д. конструирование (работа с конструктором ЛЕГО, кубиками), дидактические игры, шнуровка, игры с мелкими предметами (пуговицы, камушки и т.д.), пазлы, мозаика.

Предполагаемый результат: - увеличение словарного запаса детей, развитие более эмоциональной и выразительной речи детей; - повышение интереса к пальчиковой гимнастике в повседневной жизни; - улучшение моторики пальцев рук, внимания, памяти, воображения, речи. - получение родителями необходимых знаний по данной теме.

Этапы проекта: • Подготовительно-организационный этап: - определение темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата; - изучить методическую литературу; - изучить игровые технологии, методы и приемы для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста; - составить подборку дидактических игр, создание предметно-развивающей среды в группе; -обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания, длительности проекта и участия в нем родителей;

 

Этапы реализации проекта

Дата

цель

содержание

Результат

сентябрь

Выявить проблемы у детей второй младшей группы по речевому развитию

Мониторинг освоения ребенком основной общеобразовательной программы ДОУ

В результате мониторинга выявление проблемы у детей второй младшей группы по речевому развитию. Составление плана работы.

октябрь

Работа с детьми

Учить с детьми пальчиковую гимнастику, упражнять их в умении соотносить действия со словами

Составить картотеку пальчиковых игр на развитие мелкой моторики рук

Картотека пальчиковых игр на развитие мелкой моторики рук 

ноябрь

Развивать у детей мелкую моторику, координацию движений

 Игры на развитие мелкой моторики по картотеке

Картотека игр для развития мелкой моторики

декабрь

Научить детей выполнять ручной массаж кистей и пальцев рук

Создание развивающей среды – приобретение массажных шариков «Су-Джок», составление картотеки игр, упражнений, художественного слова.

Картотека пальчиковых игр с шариком «СуДжок» и массажными кольцами.

январь

Обучение дидактической игре на развитие мелкой моторики

Пополнение дидактических игр -собери бусы -волшебные палочки -рисование по манке -игры с прищепками -дид. игра с крышками -забавная мозайка -игра со шнуровкой и др.

Дидактические игры: -собери бусы -волшебные палочки -рисование по манке -игры с прищепками -дид. игра с крышками -забавная мозайка -игра со шнуровкой и др

февраль

Научить детей пользоваться пальчиковым театром

Изготовление пальчикового театра к сказке: «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба», «Репка».

Пальчиковый театр к сказке: «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба», «Репка».

март

Научить детей пользоваться различными материалами для ручного труда

Нетрадиционные виды рисования

оттиск печатками  оттиск поролоном  свеча и акварель и многое другое.

апрель

Подведение итогов по проекту

Диагностика

 

май

Повысить уровень педагогических знаний педагогов.

Отчёт о проделанной работе по проекту

Совместная деятельность «На поиски ключика» (взаимопосещение)

 

План работы по реализации проекта

 

Направление

Формы работы с детьми

Участники

Познавательное развитие

-Экспериментальная деятельность: Познание свойств: предметов быта, природного материала (орехи, фасоль, мука, прищепки, пластиковые крышки, бумага); - д/и с песком и водой; - д/и с предметами дом. обихода; -д/и «Чудесный мешочек», - д/и «Нарядные бусы», - конструирование построек из кубиков

         

Воспитатели, воспитанники, родители

Речевое развитие

заучивание потешек, сопровождающихся пальчиковыми играми «Замок», «Дружная Воспита-тели, воспитан- семья», «Части тела», «Капуста», «Ботиночки», «Веселая мышка», «Мышь полезла», «Есть в лесу из бревен дом»

 

Социально-коммуникативное развитие

- коллективное творчество – рисование пальчиками «Нарисуем солнышку лучики», - игры с застежками, прищепками, крупой, пуговицами, крышками; - мозаика, - шнуровка, - коллективные игры на развитие мелкой моторики «Веселая ложка», «Найди сюрприз», «Переложи игрушки»

 

Художественно-эстетическое развитие

- рисование ладошками «Веселые картины», - рисование пальчиками на крупе «Узоры на подносе»; -рисование ватными палочками «Покормим цыплят»; - рисование губкой «Одуванчики» - лепка «Веселые ежата»; - пальчиковый и кукольный театр по сказкам «Репка», «Колобок», «Теремок» - народные игры с ладошками

 

Физиическое развитие

- Пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек и народных сказок (Репка, мышка, моя семья, зайчик, апельсин, счет, тесто, сороконожки, котик, дружба, пальчики здороваются, дождик, ушки – рожки)

- Массаж с растиранием пальчиков; - Подвижные игры «Петушок», «Мишка косолапый», «Лягушата», «Аисты»; - игры с массажным мячиком

 

 

Реализация основного этапа проекта включает в себя непосредственную работу с детьми группы, которая начинается с самомассажа. Например, прокатывания массажных мячиков между ладоней с обязательным проговариванием стихотворения «Я катаю мой орех, чтобы был круглее всех!». Или самомассаж с использованием кольца Су Джок «Я колечко примеряю и совсем не забываю каждый пальчик нарядить, чтобы мне здоровой быть!». С использованием ребристого карандаша или аппликатора «Покатаем, покатаем, как устанем – перестанем». Обязательно ежедневное проведение пальчиковой гимнастики, подобранной в соответствии с лексическими темами. Она проводится как часть занятия, используется как физкультминутка на занятиях, в индивидуальной работе, на прогулке. На основном этапе работа с детьми, включающая манипуляции с предметами. Для этого нужен игровой материал, который дети используют в свободной деятельности. (Игры с природным материалом, игры с предметами домашнего обихода, игры с песком и водой; пальчиковый театр; дидактические игры; занятия продуктивной деятельностью (рисование, лепка, аппликация).

Использование мелкой моторики в различных видах деятельности:

• Продуктивная деятельность

• Индивидуальная работа

•Самостоятельная деятельность

• Прогулка

• Утренняя гимнастика

• Самообслуживание

• Логоритмика

 • Работа с родителями

Средства достижения поставленных задач:

• применение пальчиковой гимнастики во время досуга детей; • использование пальчиковой гимнастики на занятиях, на прогулке и т. д.; • информационные листы для родителей; • разучивание стихов, потешек; • использование атрибутов к играм по развитию мелкой моторики рук. Художественное слово. Пальчиковые игры сопровождаются стихотворными текстами. Стихотворения в играх – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Для детей проговаривание стихов одновременно с движениями пальцев рук имеет ряд преимуществ: речь ритмизируется движениями, делается более громкой, чёткой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Использование стихов в играх позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта – стихи привлекают внимание детей, легче и быстрее запоминаются. Организация предметно-развивающей среды по мелкой моторике в группе. Первое, с чем сталкивается ребёнок, попадая в группу – предметноразвивающая среда. В группе в свободном доступе должно находиться множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики. Это разнообразные мозаики; конструкторы разной формы, размеров, фактуры; различные пособия по расстёгиванию и застёгиванию пуговиц; несколько вариантов шнуровки. Очень эффективны для развития руки и пальцев разнообразные мячики: колючие, рифлёные, мягкие. Это прекрасные атрибуты для массажа и самомассажа. Атрибуты, имеющиеся в группе: • прищепки бельевые для развития координации движений пальцев рук (солнышко, ежик, елочка и др.); • клавиатура старого компьютера, кнопочного телефона для развития дифференцированных движений пальцев рук; • шаблоны (лекало) по лексическим темам для обведения, раскрашивания, штриховки; • игрушки из «киндер-сюрпризов» для вытаскивания из сухого бассейна; • сухие бассейны, наполненные фасолью или горохом, для самомассажа кистей; • грецкие орехи и шишки, шарики для массажа; • крупы разных сортов и нитки различного качества для выкладывания рисунков; • разноцветные ленточки; • «липучки» (картинки с липучкой на изнаночной стороне или магнитом); • макароны и шнурки для нанизывания и готовые шнуровки. III. Заключительный этап: Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы:

Игры и упражнения

МОЗАИКА — игры с разными мозаиками также улучшают мелкую моторику, развивают сообразительность и творческие способности.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА И ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз».     

ПАЗЛЫ – красочные картинки разовьют внимательность, сообразительность, координирование работы глаз и кистей и нужную нам мелкую моторику.

ШНУРОВКИ – они отлично развивают мелкую моторику рук, к тому же благодаря им малыш овладевает повседневным практическим навыком шнурования обуви.

ИГРЫ С ПУГОВИЦАМИ, БУСИНАМИ — нанизывание на нитку, застёгивание пуговиц на петли, перебирание пальцами бус из пуговиц или бусин. Ребёнок будет тренировать пальчики, одновременно развивая сообразительность и осваивая понятия большой - маленький.

ИГРА С КРУПОЙ -  перебирать в разные ёмкости перемешанные горох и фасоль, а затем и более мелкие крупы; пересыпать и перемешивать крупы.

ПОДБЕРИ ПО ФОРМЕ, ЦВЕТУ – Игра, которая поможет малышам закрепить знания о форме и цвете предметов, а также развить зрительное восприятие и произвольное внимание, логическое и наглядно-образное мышление.

«УЗНАЙ, ЧТО В МЕШОЧКЕ?» - Игра развивает мелкую моторику и мышление; закрепляет активный словарь малыша и развивает воображение.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ВКЛАДЫШИ, МАТРЕШКИ – игры, для развития мелкой моторики, усовершенствования координации движений, знакомства с основными геометрическими фигурами и понятиями «круг», «квадрат», «треугольник», «прямоугольник».

ИГРА С ПРИЩЕПКАМИ – Прикрепляем к шаблонам недостающие детали – к солнцу лучики, к моркови ботву, к ежу иголки. Игра направлена на развитие у детей творческого воображения, логического мышления, закрепления цвета, счёта.

                                                       

Список использованной литературы

   

1. Анищенкова Е. С. "Пальчиковая гимнастика", изд. АСТ, 2007г.

2. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

3. Лазаренко О. И. «Артикуляционно-пальчиковая гимнастика»

4. Нищева Н. В. «Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики»

5. Овчинникова Т. С. «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду»

6. Османова Г. А, Позднякова Л. А «Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков. 3-4 года»

7. Ткаченко Т. А. «Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи»

8. Тимофеева Е. Ю. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. Издательство: СПб:, Корона-Век, 2007

9. Ткаченко Т. А. Развиваем мелкую моторику. - М.: ЭКСМО, 2007.

10. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

11.Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

12.Светлова И. "Развиваем мелкую моторику" ЭКСМО-Пресс, 2001г.

13.Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Санкт-Петербург, 2013. 20. Бардышева Т. Ю. Расскажи стихи руками. Москва, 2014.

14.Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб, Детство-ПРЕСС, 2013.

15. Янушко Е. А. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»