-
Портфолио педагога
-
Портфолио педагога
2021
Проект по развитию мелкой моторики «Имигэс тарбахчааннар»
Проект по развитию мелкой моторики
«Имигэс тарбахчааннар»
Актуальность
В последнее время наблюдается
тенденция увеличения числа детей, имеющих нарушения речевого развития. Это объясняется
рядом причин: ухудшение экологической
обстановки (ослабленное здоровье детей, увеличение числа патологий
беременности, родовые травмы, социальные проблемы.) В данный момент эта
проблема остается нерешенной, многие дети нуждаются в помощи специалистов. Исследованиями
ученых (М. М. Кольцова, Е. Н. Исенина, Л. В. Антакова-Фомина) была подтверждена
связь речевого развития ребёнка и мелкой моторики рук. Все ученые, изучавшие
психику детей, подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук
является стимулирующей для развития речи детей и оказывают большое влияние на
развитие головного мозга.
Наблюдения за детьми в ходе игр и
занятий выявили, что некоторые дети не проявляют интереса в прослушивании
произведений художественной литературы, отвлекаются, не слушают, у детей слабо
развита мелкая моторика, что ведет к возникновению затруднений на занятиях по
рисованию, аппликации, лепке. Это определило тему моей работы «Развитие мелкой
моторики через различные виды
деятельности с использованием традиционных и нетрадиционных методов».
Цель проекта:
развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста через
различные виды деятельности с использованием традиционных и нетрадиционных
методов.
Задачи проекта:
•
создание условий для развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного
возраста;
•
познакомить детей с разными методами и приемами для развития мелкой моторики;
•
пополнить развивающую предметно-пространственную среду по сенсомоторному
развитию дидактическими материалами;
•
повысить уровень компетентности родителей по вопросу мелкой моторики путем
привлечения их к реализации проекта.
Методы и приемы работы:
Массаж кистей рук (массажные шарики, карандаши), пальчиковая гимнастика,
физкультминутки, пальчиковые игры со стихами, пальчиковый театр, лепка из пластилина
с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и.т.д.)нетрадиционные
техники рисования: кистью, пальцем, ватными палочками, губкой и т. д.
конструирование (работа с конструктором ЛЕГО, кубиками), дидактические игры,
шнуровка, игры с мелкими предметами (пуговицы, камушки и т.д.), пазлы, мозаика.
Предполагаемый
результат: - увеличение словарного запаса детей, развитие более эмоциональной и
выразительной речи детей; - повышение интереса к пальчиковой гимнастике в
повседневной жизни; - улучшение моторики пальцев рук, внимания, памяти,
воображения, речи. - получение родителями необходимых знаний по данной теме.
Этапы
проекта: • Подготовительно-организационный этап: - определение темы, целей и
задач, содержания проекта, прогнозирование результата; - изучить методическую
литературу; - изучить игровые технологии, методы и приемы для развития мелкой
моторики детей дошкольного возраста; - составить подборку дидактических игр,
создание предметно-развивающей среды в группе; -обсуждение с родителями
проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта,
определение содержания, длительности проекта и участия в нем родителей;
Этапы реализации проекта
Дата |
цель |
содержание |
Результат |
сентябрь |
Выявить проблемы у детей второй младшей
группы по речевому развитию |
Мониторинг освоения ребенком основной
общеобразовательной программы ДОУ |
В результате мониторинга выявление
проблемы у детей второй младшей группы по речевому развитию. Составление плана
работы. |
октябрь |
Работа с детьми Учить с детьми пальчиковую гимнастику,
упражнять их в умении соотносить действия со словами |
Составить картотеку пальчиковых игр на
развитие мелкой моторики рук |
Картотека пальчиковых игр на развитие
мелкой моторики рук |
ноябрь |
Развивать у детей мелкую моторику,
координацию движений |
Игры на развитие мелкой моторики по
картотеке |
Картотека игр для развития мелкой
моторики |
декабрь |
Научить детей выполнять ручной массаж
кистей и пальцев рук |
Создание развивающей среды –
приобретение массажных шариков «Су-Джок», составление картотеки игр,
упражнений, художественного слова. |
Картотека пальчиковых игр с шариком
«СуДжок» и массажными кольцами. |
январь |
Обучение дидактической игре на
развитие мелкой моторики |
Пополнение дидактических игр -собери
бусы -волшебные палочки -рисование по манке -игры с прищепками -дид. игра с
крышками -забавная мозайка -игра со шнуровкой и др. |
Дидактические игры: -собери бусы
-волшебные палочки -рисование по манке -игры с прищепками -дид. игра с
крышками -забавная мозайка -игра со шнуровкой и др |
февраль |
Научить детей пользоваться пальчиковым
театром |
Изготовление пальчикового театра к
сказке: «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба», «Репка». |
Пальчиковый театр к сказке: «Колобок»,
«Теремок», «Курочка Ряба», «Репка». |
март |
Научить детей пользоваться различными
материалами для ручного труда |
Нетрадиционные виды рисования |
оттиск печатками оттиск поролоном свеча и акварель и многое другое. |
апрель |
Подведение итогов по проекту |
Диагностика |
|
май |
Повысить уровень педагогических знаний
педагогов. |
Отчёт о проделанной работе по проекту |
Совместная деятельность «На поиски
ключика» (взаимопосещение) |
План работы по реализации проекта
Направление |
Формы работы с детьми |
Участники |
Познавательное развитие |
-Экспериментальная
деятельность: Познание свойств: предметов быта, природного материала (орехи,
фасоль, мука, прищепки, пластиковые крышки, бумага); - д/и с песком и водой;
- д/и с предметами дом. обихода; -д/и «Чудесный мешочек», - д/и «Нарядные
бусы», - конструирование построек из кубиков |
Воспитатели,
воспитанники, родители |
Речевое развитие |
заучивание
потешек, сопровождающихся пальчиковыми играми «Замок», «Дружная Воспита-тели,
воспитан- семья», «Части тела», «Капуста», «Ботиночки», «Веселая мышка»,
«Мышь полезла», «Есть в лесу из бревен дом» |
|
Социально-коммуникативное развитие |
- коллективное
творчество – рисование пальчиками «Нарисуем солнышку лучики», - игры с
застежками, прищепками, крупой, пуговицами, крышками; - мозаика, - шнуровка,
- коллективные игры на развитие мелкой моторики «Веселая ложка», «Найди
сюрприз», «Переложи игрушки» |
|
Художественно-эстетическое развитие |
- рисование
ладошками «Веселые картины», - рисование пальчиками на крупе «Узоры на
подносе»; -рисование ватными палочками «Покормим цыплят»; - рисование губкой
«Одуванчики» - лепка «Веселые ежата»; - пальчиковый и кукольный театр по
сказкам «Репка», «Колобок», «Теремок» - народные игры с ладошками |
|
Физиическое развитие |
- Пальчиковая
гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек и народных сказок
(Репка, мышка, моя семья, зайчик, апельсин, счет, тесто, сороконожки, котик,
дружба, пальчики здороваются, дождик, ушки – рожки) - Массаж с
растиранием пальчиков; - Подвижные игры «Петушок», «Мишка косолапый»,
«Лягушата», «Аисты»; - игры с массажным мячиком |
|
Реализация
основного этапа проекта включает в себя непосредственную работу с детьми
группы, которая начинается с самомассажа. Например, прокатывания массажных
мячиков между ладоней с обязательным проговариванием стихотворения «Я катаю мой
орех, чтобы был круглее всех!». Или самомассаж с использованием кольца Су Джок
«Я колечко примеряю и совсем не забываю каждый пальчик нарядить, чтобы мне
здоровой быть!». С использованием ребристого карандаша или аппликатора
«Покатаем, покатаем, как устанем – перестанем». Обязательно ежедневное
проведение пальчиковой гимнастики, подобранной в соответствии с лексическими
темами. Она проводится как часть занятия, используется как физкультминутка на
занятиях, в индивидуальной работе, на прогулке. На основном этапе работа с
детьми, включающая манипуляции с предметами. Для этого нужен игровой материал,
который дети используют в свободной деятельности. (Игры с природным материалом,
игры с предметами домашнего обихода, игры с песком и водой; пальчиковый театр;
дидактические игры; занятия продуктивной деятельностью (рисование, лепка,
аппликация).
Использование
мелкой моторики в различных видах деятельности:
•
Продуктивная деятельность
•
Индивидуальная работа
•Самостоятельная
деятельность
•
Прогулка
•
Утренняя гимнастика
•
Самообслуживание
•
Логоритмика
• Работа с родителями
Средства
достижения поставленных задач:
•
применение пальчиковой гимнастики во время досуга детей; • использование
пальчиковой гимнастики на занятиях, на прогулке и т. д.; • информационные листы
для родителей; • разучивание стихов, потешек; • использование атрибутов к играм
по развитию мелкой моторики рук. Художественное слово. Пальчиковые игры
сопровождаются стихотворными текстами. Стихотворения в играх – это та основа,
на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Для детей
проговаривание стихов одновременно с движениями пальцев рук имеет ряд
преимуществ: речь ритмизируется движениями, делается более громкой, чёткой и
эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие.
Использование стихов в играх позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта –
стихи привлекают внимание детей, легче и быстрее запоминаются. Организация
предметно-развивающей среды по мелкой моторике в группе. Первое, с чем
сталкивается ребёнок, попадая в группу – предметноразвивающая среда. В группе в
свободном доступе должно находиться множество игр, пособий и игрушек по
развитию мелкой моторики. Это разнообразные мозаики; конструкторы разной формы,
размеров, фактуры; различные пособия по расстёгиванию и застёгиванию пуговиц;
несколько вариантов шнуровки. Очень эффективны для развития руки и пальцев
разнообразные мячики: колючие, рифлёные, мягкие. Это прекрасные атрибуты для
массажа и самомассажа. Атрибуты, имеющиеся в группе: • прищепки бельевые для
развития координации движений пальцев рук (солнышко, ежик, елочка и др.); •
клавиатура старого компьютера, кнопочного телефона для развития
дифференцированных движений пальцев рук; • шаблоны (лекало) по лексическим темам
для обведения, раскрашивания, штриховки; • игрушки из «киндер-сюрпризов» для
вытаскивания из сухого бассейна; • сухие бассейны, наполненные фасолью или
горохом, для самомассажа кистей; • грецкие орехи и шишки, шарики для массажа; •
крупы разных сортов и нитки различного качества для выкладывания рисунков; •
разноцветные ленточки; • «липучки» (картинки с липучкой на изнаночной стороне
или магнитом); • макароны и шнурки для нанизывания и готовые шнуровки. III.
Заключительный этап: Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы:
Игры и упражнения
МОЗАИКА — игры с разными
мозаиками также улучшают мелкую моторику, развивают сообразительность и
творческие способности.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
И ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок
при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность
детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх»,
«вниз».
ПАЗЛЫ – красочные
картинки разовьют внимательность, сообразительность, координирование работы
глаз и кистей и нужную нам мелкую моторику.
ШНУРОВКИ – они отлично
развивают мелкую моторику рук, к тому же благодаря им малыш овладевает
повседневным практическим навыком шнурования обуви.
ИГРЫ С ПУГОВИЦАМИ,
БУСИНАМИ —
нанизывание на нитку, застёгивание пуговиц на петли, перебирание пальцами бус
из пуговиц или бусин. Ребёнок будет тренировать пальчики, одновременно развивая
сообразительность и осваивая понятия большой - маленький.
ИГРА С КРУПОЙ -
перебирать в разные ёмкости перемешанные горох и фасоль, а затем и более мелкие
крупы; пересыпать и перемешивать крупы.
ПОДБЕРИ ПО ФОРМЕ,
ЦВЕТУ –
Игра, которая поможет малышам закрепить знания о форме и цвете предметов, а
также развить зрительное восприятие и произвольное внимание, логическое и
наглядно-образное мышление.
«УЗНАЙ, ЧТО В
МЕШОЧКЕ?» -
Игра развивает мелкую моторику и мышление; закрепляет активный словарь малыша и
развивает воображение.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ
ВКЛАДЫШИ, МАТРЕШКИ – игры, для развития мелкой моторики, усовершенствования
координации движений, знакомства с основными геометрическими фигурами и
понятиями «круг», «квадрат», «треугольник», «прямоугольник».
ИГРА С ПРИЩЕПКАМИ – Прикрепляем к
шаблонам недостающие детали – к солнцу лучики, к моркови ботву, к ежу иголки.
Игра направлена на развитие у детей творческого воображения, логического
мышления, закрепления цвета, счёта.
Список
использованной литературы
1.
Анищенкова Е. С. "Пальчиковая гимнастика", изд. АСТ, 2007г.
2.
Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера»,
2006.
3.
Лазаренко О. И. «Артикуляционно-пальчиковая гимнастика»
4.
Нищева Н. В. «Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой
гимнастики»
5.
Овчинникова Т. С. «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в
детском саду»
6.
Османова Г. А, Позднякова Л. А «Игры и упражнения для развития у детей общих
речевых навыков. 3-4 года»
7.
Ткаченко Т. А. «Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников
с нарушениями речи»
8.
Тимофеева Е. Ю. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики.
Издательство: СПб:, Корона-Век, 2007
9.
Ткаченко Т. А. Развиваем мелкую моторику. - М.: ЭКСМО, 2007.
10.
Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
11.Пименова
Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
12.Светлова
И. "Развиваем мелкую моторику" ЭКСМО-Пресс, 2001г.
13.Крупенчук
О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Санкт-Петербург, 2013. 20. Бардышева
Т. Ю. Расскажи стихи руками. Москва, 2014.
14.Игры
для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования.
СПб, Детство-ПРЕСС, 2013.
15.
Янушко Е. А. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»
Поделиться в социальных сетях:
ВНИМАНИЕ!
Срок действия лицензии окончен 04.12.2022
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администратором по телефону